Трасологическая экспертиза
Примерные вопросы на транспортно-трасологическую экспертизу:
- Каков механизм образования имеющихся следов?
- Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего) частями данного транспортного средства?
- Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?
- Под каким углом столкнулись транспортные средства?
- Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда
Трасологическая экспертиза причисляется к одному из разновидностей криминалистических экспертиз. Трасологическая экспертиза — это процессуальное действие, в результате которого, лицо, владеющее необходимыми знания в области науки, техники, искусства и имеющее соответствующее образование, производит изучение вещественных доказательств.
Предметом данной экспертизы является фактические данные, которые требуется определить, исходя из поставленных перед специалистом вопросов и задач.
Трасологические экспертизы разделяются на неидентификационные и идентификационные. Неидентификационные трасологические экспертизы в свою очередь подразделяются на: диагностические, ситуационные, реконструкционные и классификационные.
Трасологические экспертизы по очередности выполнения могут быть повторными первичными, и дополнительными.
По составу и количеству экспертов трасологические экспертизы могут быть комплексными, единоличными и комиссионными.
Стоит также отметить, что каждая судебная экспертиза, в том числе и трасологическая проводится в соответствии с постановлением суда или следователя.
Методика трасологической экспертизы состоит из комплекса приемов, методик и способов, а также технических средств, которые используются для изучения различных предметов и объектов в рамках проводимой экспертизы.
Предметом трасологической экспертизы является объект, который применяется специалистом при исследовании.
Объекты трасологической экспертизы делятся на следующие группы:
- Материальная обстановка места преступления;
- Вещественные доказательства (следы преступления);
- Материалы справочного характера;
- Процессуальные документы, которые содержат в себе обстановку места происшествия.
Объекты трасологической экспертизы также разделяются на объекты прямо и косвенно участвующие в ходе идентификации. В свою очередь, объекты прямо и косвенно участвующие в идентификации делятся на:
- Идентифицируемые объекты, в отношении которых принимается решение вопроса о тождестве;
- Идентифицируемые объекты, которые воспроизводят свойства других объектов.
К идентифицируемым объектам относятся: помещения, люди, механизмы предметы, животные и др.
Стадии трасологической экспертизы:
- Подготовительное исследование;
- Детальное исследование;
- Формирование выводов и оценка результатов;
- Оформление материалов.
На стадии подготовительного исследования специалист производит осмотр объектов, знакомится с материалами, поступившими на изучение, производит проверку соответствия их постановления следователя, далее эксперт проводит фотосъемку внешнего вида и упаковки объекта. После этого специалист составляет план дальнейших исследований.
На стадии детального изучения эксперту необходимо обнаружить идентификационные признаки объекта, которые должны показывать свойства изучаемого объекта. Среди разновидностей идентификационных признаков выделяют: признаки индивидуального и группового значения. Также признаки разделяются на частные и общие, общие признаки дают характеристику объекту в целом (форма, конструкция, масса и др.), а частные признаки дают характеристику деталям и частям объекта.
По характеру связи с идентифицируемыми объектами признаки разделяются на случайные и необходимые признаки.
По времени возникновения признаки разделяются на признаки, которые появились во время разделения объекта на части и признаки, которые возникли до его разделения.
По характеру оценивания частоты встречаемости признаки разделяются на субъективно определяемые и статистически определяемые признаки.
Также стоит сказать о периоде идентификации, в течение этого периода можно провести идентификацию отображениям объекта. На стадии детализированного исследования может производиться эксперимент, а также раздельное и сравнительное исследование.
На стадии формирования выводов и оценивания результатов исследования специалист должен дать оценку и сопоставить выявленные и различающие и совпадающие признаки впоследствии сформировать вывод.
Вывод эксперта должен быть четко сформулированным и не иметь двойственного смысла, вывод должен содержать четкое пояснения и ответ на поставленный вопрос. В том случае, если специалист не может разрешить вопрос, то он должен указать причины и дать соответствующие пояснения.
Классификация трасологических экспертиз
① Экспертиза следов человека (гомеоскопическая экспертиза);
- Экспертиза зубов человека;
- Дактилоскопическая экспертиза;
- Экспертиза следов элементов одежды человека;
- Экспертиза следов ног человека;
- Экспертиза следов частей тела человека (к примеру - губ);
② Экспертиза следов зубов и лап животных;
③ Экспертиза следов инструментов и орудий;
- Экспертиза замков и всевозможных запирающих механизмов;
- Экспертиза пломб и закруток;
- Экспертиза автотранспортных средств;
- Экспертиза следов инструментов взлома и орудий взлома;
Стоимость проведения транспортно-трасологической экспертизы
Транспортно-трасологическая экспертиза |
Стоимость в рублях |
Транспортно-трасологическая экспертиза |
от 20 000 ք |
Участие эксперта в судебном заседании по проведенной экспертизе |
1 000 ք |
Выезд эксперта по г. Брянск |
1 000 ք |
Выезд эксперта по Брянской области |
1 000 - 1500 ք |
Срок проведения экспертизы - 15 рабочих дней. |